- образовательный
- IQ портал
- Темы
- Исследование
- Столбцы
- Тесты
- Подкасты
- Книги
- Ссылка
- Фрагменты
Индекс карты
Возрастной баланс
.
Число ученых в России с 2006 года уменьшилось, но среди них стало больше молодежи. Согласно новому отчету Российского экономического университета «Российская молодежь: образование и наука» *, более 40% ученых моложе 40 лет, пятая часть — моложе 30 лет.
С 2006 по 2015 год количество ученых в России сократилось на 2,4 процента. Особенно (на треть) — в 40-59 лет. При этом увеличилось количество пожилых (70 и более) и молодых (до 30 лет) людей.
Источники «неудач» людей среднего возраста и положительной динамики пожилых людей в 1990-е гг. Авторы доклада видят:
в первом случае — это отголосок резкого сокращения численности ученых: «В то время был интенсивный отток кадров, особенно молодежи (60% ученых, покинувших научные учреждения в 1991–1993 гг. 40), а падение престижа науки не способствовало поступлению тогдашних выпускников. В результате количество ученых в 1990-2000 гг. Упало до 39 лет, что за два десятилетия отразилось на количестве ученых пожилого возраста. 40-59 «;
во втором, наоборот, следствие лояльности профессии: «Ученые, имевшие в 90-е годы устоявшуюся научную карьеру, например врачи (тогда 40-50 лет), тогда не бросили науку и продолжают активно заниматься работающий».
Что касается увеличения численности младшей группы, то это связано со стабилизацией ситуации в науке в 2000 году: «научная карьера стала более привлекательной для молодежи: за последние 5 лет с 11 до 13 тысяч человек. через год после окончания вуза присоединился к организациям, проводящим научно-исследовательские работы (для сравнения, показатель с 1995 г. — менее 7 тыс.) ».
В результате этих процессов «существенно изменилась возрастная структура научных сотрудников, исчез явный крен в сторону пожилых людей, а сфера исследований становится все моложе и моложе». Признаками омоложения можно считать:
увеличение доли ученых в возрасте до 30 лет: с 17% (2006 г.) до 20,2% (2015 г.);
увеличение доли ученых в возрасте 30-39 лет: с 13,1% (2006 г.) до 22,7% (2015 г.);
Распределение исследователей в России по возрастным группам
снижение среднего возраста ученых: с 48-49 лет (2000 г.) до 47 лет (2013-2015 гг.).
Тенденция к увеличению доли молодежи сохраняется, с 2013 года она систематически превышает 20%.
Динамика численности молодых исследователей в России
(% от общего числа ученых)
Источник: «Данные о результатах НИОКР» (2006-2015 гг.), Росстат.
В ожидании аспирантов
(возраст до 29 лет включительно,% от общего числа исследователей, 2006-2015 гг.)
Источник: «Данные о результатах НИОКР» (2006-2015 гг.), Росстат.
Во многом из-за увеличения количества молодых преподавателей с 2006 по 2015 год среди российских исследователей было больше кандидатов и докторов наук.
В 2015 году примерно 31% докторантов были моложе 40 лет. Это почти вдвое больше, чем в 2006 году.
Трудно предсказать, сохранится ли эта тенденция. «Динамика количества ученых тесно связана с динамикой подготовки кадров высшей квалификации, а количество аспирантов сокращается», — поясняется в отчете.
С 2011 года количество аспирантов ежегодно сокращается примерно на 9 тысяч. человек (в 2011 г. — 156 тыс., в 2015 г. — около 110 тыс.). В основном это произошло за счет молодежи до 30 лет.
Распределение молодых докторов и кандидатов наук по отраслям
естественные – 30
технические – 28,3
гуманитарные – 23,3
общественные — 8,3
медицинские – 6,7
сельскохозяйственные – 3,3
Снижение общего количества аспирантов отразилось и на показателях завершения аспирантуры: с 2013 года количество выпускников уменьшилось на 25%.
Наиболее популярные направления исследований среди молодежи — естественные и технические науки. Около трети (30%) выпускников в возрасте до 30 лет специализируются на первом направлении. Второе поле — 28,3%. Самая «стареющая» сфера — это аграрные науки, в которых всего 3,3% молодых ученых.
науки о жизни — 30
технический — 28,3
гуманитарные науки — 23,3
Превосходный портал IQ! Здесь представлена огромная база знаний и образовательных материалов, позволяющих расширить свой кругозор и улучшить умственные способности. Благодаря разнообразию интересных статей и обучающих видео, я легко углубляюсь в различные темы и повышаю свой IQ. Рекомендую всем жаждущим образования и саморазвития!